Случайное фото


Уважаемые читатели! Предлагаем Вам оформить электронную подписку на газету 'Электрогорские вести'. Уже утром каждого четверга на вашей электронной почте будет лежать свежий выпуск газеты 'Электрогорские вести'. Подробности по телефону: 3-22-43

Жизнь среди льдов

Как Север может стать судьбой

Шеховцова Ольга

В который раз уже убеждаюсь, что в жизни ничего так просто не происходит, в том числе и  встречи.

Надо было так случиться, что во второй половине января я встретилась с Борисом Фроловым, соседом по двору, в котором жила в детстве и юности. Он с женой приезжал В Электрогорск из Мурманска, в нашем городе жила теща Бориса. Долгое время мы не виделись, а встретились, разговорились. Узнали, как подобает в таких случаях, о здоровье, о жизни на пенсии, родственниках и многом другом. Заканчивая разговор, напомнила ему про наступающий Татьянин день – тещу Бориса звали Татьяной. Борис неожиданно признался: «У меня скоро тоже праздник, можно сказать профессиональный – День открытия Антарктиды». «Какое отношение к Антарктиде имеете Вы?» - в свою очередь поинтересовалась я у собеседника. «Самое непосредственное», - ответил он мне. Оказалось, что Борис Дмитриевич был участником одиннадцати экспедиций на Антарктиду на дизель-электроходе «Обь». Был он также и в Арктике, ходил туда на атомоходе «Ленин». Отказать себе в удовольствии поговорить на такую интересную тему я не смогла.

Из истории освоения Антарктиды

Антарктида, - рассказывает Борис Дмитриевич, - шестой континент Земли. Была открыта не так уж давно – в 1820 году российскими мореплавателями Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым. Для изучения Антарктиды Мировое сообщество приняло решение учредить международный геофизически год по исследованию Антарктиды. В проекте по исследованию континента приняли участие ученые 80 стран мира. Антарктиду разделили на несколько секторов, советским сектором стала территория между 80 и 105 градусами восточной долготы. Здесь предполагалось создать основную базу и две континентальных: на Южном геомагнитном полюсе и в районе полюса абсолютной недоступности, где никто никогда не был. Для доставки грузов и членов экспедиции были выделены два лучших судна Мурманского пароходства – дизель-электроходы «Обь» и «Лена». «Обь» была назначена флагманом экспедиции. Рейс прошел нормально, и в начале января 1956 года дизель-электроход «Обь» под командованием капитана И.Манна первым из советских исследовательских судов подошел к берегам Антарктиды. Через две недели подошла и «Лена». Но при подходе корабль столкнулся с айсбергом. Удивительно: удар был очень сильным, но судно не пострадало. В конце февраля «Обь» закончила выгрузку и ушла на океанографические работы. А к середине марта моряки «Лены» совместно с членами экспедиции закончили основное строительство первой советской обсерватории, получившей название «Мирный», и «Лена» отправилась домой. Зимовать остались 92 человека. Это были первые зимовщики. Начались исследовательские работы.

Первый рейс в Антарктиду

- Как Вы попали на дизель-электроход «Обь»?

- После окончания школы военно-морских сил на Каспии был распределен на Северный флот. Отслужил четыре года срочной службы и после этого поступил в Мурманское морское пароходство. Профессия моя весьма мирная – техник спецсвязи. Жизнь моя многие годы – с 1959 по 1996 – непосредственно была связано с Антарктидой и Арктикой.В 1959 году Мурманским пароходством был направлен на приемку атомохода «Ленин» в Ленинград и работал на нем несколько лет. В первый рейс на атомоходе я ушел в 1960 году после ходовых испытаний судна на Балтике. А в 1964 году я в первый раз стал участником экипажа в десятом антарктическом рейсе «Оби».

- Как проходил первый рейс на «Оби»?

-Из Мурманска судно шло в Ленинград под погрузку. Там к нам присоединились участники зимовочной экспедиции и сезонный состав. После этого взяли курс на Антарктиду с заходом на два дня для пополнения запасов пресной воды и свежего продовольствия в порт Дакар (запад Африки) и на Канарские острова. К берегам Антарктиды приплыли за десять дней. Выгрузка проходила трудно. Дул сильный ветер, судно оторвало, отнесло от берега. Пришлось лечь в дрейф. Когда ветер стих, «Обь» вернулась снова  под выгрузку, но барьер был взломан. Пришлось искать новое место для выгрузки. Но и здесь барьер взломало. И так было несколько раз. В декабре экспедиция приходила, а с апреля начиналась зимовка. В Ленинград мы возвращались с составом, который отзимовал свой срок. Середина зимы у зимовщиков приходится на наш май.

Без паники

-Какой рейс был для Вас самым трудным?

-Для «Оби» и всего экипажа самой трудной была антарктическая экспедиция в 1973 году. Сложная ледовая обстановка, отвратительные метеоусловия. Пробиваясь на станцию «Ленинградская», судно оказалось в ледовом плену и начало дрейфовать. Усугублялась обстановка наступившей полярной ночью, штормовыми ветрами, сильными морозми, сжатием льдов. Через несколько дней погода улучшилась. Мы воспользовались этим и произвели переброску необходимых для зимовщиков грузов с помощью самолетов на станцию «Ленинградская», находившуюся в 250 км от нас. Приняли на борт полярников старой смены. Всего на судне оказалось 130 человек. На помощь к нам направился дизель-электроход «Наварин». А «Обь» продолжала дрейфовать к северу. Сильные морозы привели к тому, что стали замерзать танки двойного дна – могло разорвать наружную обшивку. Воду из танков успели откачать, но в одном обнаружилась течь. Но самое трудное было с третьего на четвертое июня. Сильный ураган (более 40 м/сек) вызвал подвижку льдов, и вал торошенных льдин высотой до семи метров надвинулся на судно. «Обь» накренилась, обстановка стала критической. Экипаж буквально боролся за жизнь судна. Но паники не было. Ураган бушевал несколько дней. И когда на расстояние 300 километров от места дрейфа подошел «Наварин», с помощью вертолета и самолета «АН» мы эвакуировали на него сотрудников экспедиции и 18 человек членов экипажа. А «Обь» продолжала дрейф еще 90 дней. На ней оставались 50 моряков и 23 члена экспедиции. Героические люди.

Север надо прочувствовать

-Есть разница между Арктикой и Антарктидой?

-Конечно. Они отличаются по структуре льда, количеству айсбергов. В Арктике их меньше. Зато в Антарктиде больше живности в летний период и больше солнечных дней.

-Какая температура на материке?

-На станции «Восток» летом было минус 50, а зимой минус 89,9.

-Проходили Вы через экватор?

-Все суда, идущие к берегам Антарктиды, проходят через экватор. Я прошел через него 12 раз. При пересечении экватора на судне проходит праздник «Нептуна». Об этом можно много рассказывать.

-Приходилось ли Вам принимать участие в плавании вокруг  Антарктиды?

-Два раза участвовал в такой экспедиции на «Оби» совместно с дизель-электроходом «Гижига» - за это получил диплом. Три раза был на Северном полюсе в составе экипажа атомохода «Ямал», от Мурманска прошел до бухты «Провидение» на Чукотке.

-Что для Вас Север и откуда такая любовь?

-Это не расскажешь, это надо прочувствовать. В 14 лет я прошел побережье Белого моря. Потом на шлюпках за 38 суток добрался от Котласа до Архангельска. Два года до армии работал на судоремонтном заводе в Архангельске. И мама и отец тоже работали на судоремонтном заводе, сестра – на кораблестроительном в Северодвинске. Всю трудовую жизнь я провел на Севере среди льдов.

Наверное, большую роль в моей жизни сыграл младший брат отца – он ходил по «поляркам» и много мне рассказывал, а я мог до бесконечности его слушать. А теперь сам могу до бесконечности говорить про Север.

-У Вас есть преемники?

-Сын и внук. Но это отдельная история.

 


21 декабря 2012 10:29
21 декабря 2012 09:48
21 декабря 2012 09:47

С чего начинается ваш рабочий день?
Сразу приступаю к работе
Чашечка кофе/чая
Просмотр почты
Изучение прессы
Планерка
Я регулярно просыпаю на работу

 
Рейтинг@Mail.ru

© 1995—2012 ГАУ МО «Электрогорское информационное агентство МО»

Подведомственная организация Министерства по делам печати и информации Московской области

 

Информационные
агентства МО
Полный архив
номеров газет